ООО «Партнер-НСК»
+7 (383) 299-1508      +7 (383) 375-5053
+7 (913) 917-1508
partner-nsk@bk.ru
  • Наша деятельность
  • Раскрытие информации
  • Федресурс
  • «Закрытие» информации
  • Информирование акционеров
  • Расчеты с акционерами
  • Глава XI.1 ФЗ об АО
  • Собрания акционеров
  • Привлечение инвестиций
  • Наши эксперты
  • Информационные материалы
  • Отправить заявку
Logo
ООО «Партнер-НСК»
partner-nsk@bk.ru
+7 (383) 299-1508   +7 (383) 375-5053
+7 (913) 917-1508
Наша деятельность
Раскрытие информации
Федресурс
«Закрытие» информации
Информирование акционеров
Расчёты с акционерами
Глава XI.1 ФЗ об АО
Собрания акционеров
Привлечение инвестиций
Наши эксперты
Информационные материалы
Отправить заявку
Глава XI.1
ФЗ об АО
Добровольное предложение
Обязательное предложение
Вытеснение миноритариев – «должен остаться только один»
Предстоящие изменения
Глава XI.1 Федерального Закона «Об акционерных обществах» была введена в действие с 1.07.2006, и ее основной целью было:
  • упорядочить порядок приобретения крупных пакетов акций общества;
  • дать возможность миноритарным акционерам при смене крупного собственника продать свои акции по «справедливой»  цене;
  • дать возможность крупному собственнику осуществить принудительный выкуп акций миноритариев, предоставив последним гарантию выкупа по «справедливой» цене.

Соответственно, основные процедуры, которые описывает Глава XI.1, это:
  • добровольное предложение о приобретении более 30% голосующих акций общества;
  • обязательное предложение о приобретении всех голосующих акций общества;
  • принудительный выкуп акций у миноритариев.

Сфера применения

Первоначально все процедуры, предусмотренные Главой XI.1ФЗ об АО, были обязательны для открытых акционерных обществ. Однако после внесения изменений в ГК РФ с 1.09.2014 и ФЗ об АО с 1.07.2015 процедуры распространяются:
  • на публичные акционерные общества;
  • на непубличные АО, которые являлись по состоянию на 1.09.2014 открытыми акционерными обществами (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п.8 ст.27).

Непубличное АО вправе внести в Устав положение о неприменении к нему норм Главы XI.1ФЗ об АО большинством в девяносто пять процентов голосов всех акционеров – владельцев акций всех категорий (типов) (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п.10 ст.27).

Добровольное предложение

Добровольное предложение по сути является публичной офертой всем владельцам акций продать акции оференту по цене оферты. Лицо, которое намеревается приобрести крупный пакет акций, может их скупать либо «из-за угла», либо выставив публичную оферту.
Выставление публичной оферты (добровольного предложения) имеет как преимущества, так и недостатки. К недостаткам можно отнести, например, необходимость получения оферентом банковской гарантии, что сопряжено с дополнительными расходами. Сама публичность действий, связанных со скупкой акций, тоже может считаться определенным недостатком.
Преимуществом является ограничение полномочий органов управления АО, предусмотренное статьей 84.6 ФЗ об АО. В основном ограничения касаются полномочий, которые используются на практике для защиты от недружественного поглощения.

Обязательное предложение

Многие акционеры, имеющие небольшие пакеты акций, на деятельность общества повлиять никак не могут, дивиденды зачастую невелики… Такие акционеры были бы рады продать кому-нибудь свои пакеты акций, но общество обязано выкупать акции у акционеров только в нескольких определенных законодательством случаях.
Обязательное предложение задумывалось как некий "юрьев день" – в случае изменений в составе крупных акционеров мелкие акционеры получали возможность продать свои акции по справедливой цене, а крупный акционер, по закону, обязан в общем случае сделать обязательную оферту всем остальным акционерам, если приобрел пакет акций, превышающий 30%, 50% или 75% голосующих акций.

На практике известно огромное количество способов, которые позволяют избежать крупному акционеру направления обязательного предложения:
  • разделить крупный пакет между формально неаффилированными друг к другу лицами (например, родственниками). И хотя судебно-арбитражная практика склонна признавать родственников аффилированными лицами для целей применения Главы 11.1, все равно, получается, без решений суда такая уловка позволяет как минимум сильно затянуть процедуру выкупа;
  • прикрыться ограничениями, предусмотренными законодательствам для приобретения акций отдельных предприятий (например, отсутствием согласования с ФАС);
  • просто игнорировать предписания Банка России. Оференту-нарушителю может быть проще оплатить штраф, чем выполнять предписания (административный штраф в соответствии со ст. 15.28 КоАП составляет для физлиц до двух тысяч рублей, для юрлиц до пятисот тысяч рублей)
Если лицо не направило миноритариям обязательное предложение, оно, по идее, ограничено в своем праве голосовать на собрании акционеров пакетом в 30, 50 и 75% соответственно, однако механизм применения этих ограничений в законодательстве отсутствует – все зависит либо от "честности" крупного акционера, либо от решения суда.

Вытеснение миноритариев – «должен остаться только один»

Три обязательных условия для того, чтобы крупный собственник ПАО или бывшего ОАО получил возможность принудительно выкупить акций у почти всех миноритариев – владельцев голосующих акций:
  • Направление добровольного (обязательного) предложения
  • Покупка не менее 10% акций в рамках добровольного (обязательного) предложения 
  • Перешагивание 95% порога.
Проблемы, связанные с выполнением этих условий, носят для большинства АО чисто технический характер. Например, чтобы сформировать подлежащий выкупу 10% пакет голосующих акций, можно воспользоваться механизмом дополнительной эмиссии. Также необходим временный акционер – «соратник», формально неаффилированный с крупным собственником.

Более серьезные, но тоже решаемые проблемы:
  • получение банковской гарантии, в том числе физическим лицом;
  • поиск нотариуса по месту нахождения АО, который бы за разумные деньги принял средства в депозит нотариуса;
  • вывод на вытеснение миноритариев АО, которое по состоянию на 1.09.2014 было ЗАО.

Проблемы, которые пока почти не решаются:
  • вытеснение средствами Главы 11.1 владельца блокирующего пакета акций;
  • вытеснение акционеров, чьи акции арестованы по решению суда.
Также сложности могут быть связаны с вытеснением нерезидентов из недружественных юрисдикций, кроме этого, есть неясности с определением резидентства физических лиц, у которых в реестре значатся данные паспортов СССР.

Предстоящие изменения

Применение норм Главы XI.1 на практике выявило следующие проблемы регулирования:
  • Многочисленные возможности «обхода» - когда смена контроля осуществляется через изменение косвенных схем контроля:
  • Противоречия с антимонопольным регулированием и законодательством, ограничивающим иностранные инвестиции;
  • «Несправедливость» – когда происходит пассивное увеличение доли в голосах, либо когда в обществе есть другой акционер с бОльшим пакетом акций;
  • Отсутствие мотивирующих приобретателя крупного пакета голосующих акций ограничений;
  • Дороговизна процедур, сопровождающих обязательное предложение – стоимость банковской гарантии, депозит нотариуса.
Следствием стало внесение 25.12.2023 правительством законопроекта №519694-8, который в целом направлен на решение всех накопившихся проблем регулирования.

Анонсы

27-28 февраля 2025 г.
г. Москва
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
Подробнее >

13-14 марта 2025 г.
г. Екатеринбург
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
Подробнее >

18-19 марта 2025 г.
г. Санкт-Петербург
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
Подробнее >

20-21 марта 2025 г.
г. Москва
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
Подробнее >

27-28 марта 2025 г.
Онлайн-семинар
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
Подробнее >

1-2 апреля 2025 г.
г. Москва
Изменения в корпоративном законодательстве – 2025. «Потерянные» акционеры. Собрания онлайн. Выплата дивидендов. Взаимодействие с акционерами и нерезидентами. Информирование акционеров, федресурс и раскрытие информации
Подробнее >

Все анонсы >>

Новости

27.01.2025
Перечень показателей ESG, который, в соответствии   с требованиями Банка России, будет обязателен для раскрытия эмитентами акций, включенных в котировальный список 1 и 2 уровня, будет гармонизирован с добровольным стандартом Минэкономразвития
С учётом объявленных уже в прошлом году планов Банка России сделать обязательным раскрытие ... >

21.01.2025
Некоторым непубличным АО могут разрешить не составлять консолидированную финансовую отчётность
Минфин подготовил и разместил для публичного обсуждения законопроект, который  ... >

20.01.2025
Дискуссия вокруг требований раскрывать дивидендную политику ПАО продолжается
Ещё летом 2023 года Минэкономразвития разработало законопроект, предусматривающий обязанность ПАО  ... >

13.01.2025
Банк России выпустил информационное письмо, напоминающее эмитентам облигаций о необходимости регистрировать заново проспект облигаций, если с даты регистрации «первичного» проспекта прошёл 1 год
В рамках контрсанкционного регулирования неоднократно приостанавливалось действие ... >

10.01.2025
Банк России совместно с Минфином РФ изложил свою позицию по возможностям «закрытия» чувствительной информации эмитент
Возможности эмитентов не раскрывать часть информации в настоящее время регулируются ... >

26.12.2024
Возможность проведения любых собраний акционеров в форме заочного голосования продлена до 28.02.2025
Статьёй 17 Федерального Закона №494-ФЗ от 26.12.2024 норма, позволяющая проводить ... >

26.12.2024 
С 1.01.2025 вносятся изменения и продляются некоторые временные контрсанкционные нормы корпоративного законодательства
Статья 19 Федерального Закона №494-ФЗ от 26.12.2024 смягчает ограничения на предоставление ... >

24.12.2024
Указом Президента РФ №1104 от 24.12.2024 уточнены ограничения на выплату дивидендов акционерам из недружественных юрисдикций
Ранее в соответствии с п.2 Указа Президента РФ №95 от 5.03.2022, особый порядок исполнения ... >

Все новости
Политика конфиденциальности сайта ООО «Партнёр-НСК»
Email: partner-nsk@bk.ru