ООО «Партнер-НСК»
+7 (383) 299-1508 +7 (383) 375-5053
+7 (913) 917-1508
partner-nsk@bk.ru
Раскрытие информации
Формы и способы раскрытия информации
Раскрытие информации в соответствии с ФЗ об АО
Раскрытие отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах
Раскрытие инсайдерской информации
Принятие инвестиционных решений на фондовом рынке сопряжено с необходимостью сбора и анализа существенного объема информации об объекте инвестиций. Информация на фондовом рынке играет для потенциального инвестора ключевую роль, в связи с этим одной из важнейших задач регулятора фондового рынка является обеспечение равного доступа инвесторов к информации и разработка правил, регламентирующих состав, порядок и сроки раскрытия информации.
Раскрытие информации является основной нормой, направленной на защиту прав инвесторов, поскольку только в случае соблюдения эмитентами требований по раскрытию информации, инвестор получает возможность объективно оценить инвестиционную привлекательность отдельно взятой компании.
Нарушение порядка раскрытия информации в соответствии с ч.2 ст. 15.19 КОАП карается штрафом от 700 тыс. до 1 млн. руб. При этом объем раскрываемой компаниями информации зависит от типа АО (публичное или непубличное), от факта регистрации проспекта (проспекта эмиссии, плана приватизации) и от факта допуска ценных бумаг к организованным торгам.
Раскрытие информации является основной нормой, направленной на защиту прав инвесторов, поскольку только в случае соблюдения эмитентами требований по раскрытию информации, инвестор получает возможность объективно оценить инвестиционную привлекательность отдельно взятой компании.
Нарушение порядка раскрытия информации в соответствии с ч.2 ст. 15.19 КОАП карается штрафом от 700 тыс. до 1 млн. руб. При этом объем раскрываемой компаниями информации зависит от типа АО (публичное или непубличное), от факта регистрации проспекта (проспекта эмиссии, плана приватизации) и от факта допуска ценных бумаг к организованным торгам.
Раскрытие отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах
Отчет эмитента является главной формой периодического раскрытия информации, его основная цель – представить потенциальным приобретателям ценных бумаг и акционерам в рамках одного документа всю информацию, необходимую для анализа и принятия инвестиционного решения.
В качестве оснований для раскрытия информации в форме отчета эмитента законодательство с 28.12.2018 определяет наличие у эмитента зарегистрированного проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг). При этом публичные АО вне зависимости от наличия у них зарегистрированного проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг) также обязаны раскрывать отчеты эмитента.
При определенных законодательством условиях непубличные акционерные общества, имеющие зарегистрированные проспекты эмиссии акций (планы приватизации, зарегистрированные в качестве проспекта эмиссии акций) не имеют обязанности раскрывать отчеты эмитента и сообщения о существенных фактах.
В качестве оснований для раскрытия информации в форме отчета эмитента законодательство с 28.12.2018 определяет наличие у эмитента зарегистрированного проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг). При этом публичные АО вне зависимости от наличия у них зарегистрированного проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг) также обязаны раскрывать отчеты эмитента.
При определенных законодательством условиях непубличные акционерные общества, имеющие зарегистрированные проспекты эмиссии акций (планы приватизации, зарегистрированные в качестве проспекта эмиссии акций) не имеют обязанности раскрывать отчеты эмитента и сообщения о существенных фактах.
Раскрытие информации в соответствии с ФЗ об АО
Статья 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" выделяет три категории АО с точки зрения объемов раскрытия информации:
- публичные АО;
- непубличные АО, осуществившие публичное размещение облигаций;
- непубличные АО, у которых количество акционеров превышает 50, но которые не осуществляли публичное размещение облигаций.
В то же время в отдельных случаях непубличные АО с количеством акционеров до 50 включительно обязаны раскрывать отдельные оперативные формы раскрытия информации.
- публичные АО;
- непубличные АО, осуществившие публичное размещение облигаций;
- непубличные АО, у которых количество акционеров превышает 50, но которые не осуществляли публичное размещение облигаций.
В то же время в отдельных случаях непубличные АО с количеством акционеров до 50 включительно обязаны раскрывать отдельные оперативные формы раскрытия информации.
Раскрытие инсайдерской информации
Эмитенты обязаны раскрывать инсайдерскую информацию с даты подачи заявки на допуск ценных бумаг к торгам (хотя для эмитентов биржевых облигаций фактически – с даты регистрации первого выпуска биржевых облигаций).
Перечень инсайдерской информации эмитентов определяется Банком России, при этом с 1 мая 2019 года эмитенты получили право дополнять свой перечень инсайдерской информации дополнительными сведениями.
Перечень инсайдерской информации эмитента должен быть раскрыт на странице эмитента в сети Интернет.
Инсайдерская информация из перечня, определенного Банком России, раскрывается через аккредитованные Банком России информационные агентства, хотя здесь есть особенности для эмитентов биржевых облигаций, выпускаемых без регистрации проспекта.
Инсайдерская информация из "дополнительного" перечня раскрывается способом, который определяет сам эмитент.
Перечень инсайдерской информации эмитентов определяется Банком России, при этом с 1 мая 2019 года эмитенты получили право дополнять свой перечень инсайдерской информации дополнительными сведениями.
Перечень инсайдерской информации эмитента должен быть раскрыт на странице эмитента в сети Интернет.
Инсайдерская информация из перечня, определенного Банком России, раскрывается через аккредитованные Банком России информационные агентства, хотя здесь есть особенности для эмитентов биржевых облигаций, выпускаемых без регистрации проспекта.
Инсайдерская информация из "дополнительного" перечня раскрывается способом, который определяет сам эмитент.
Формы раскрытия информации
Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Банка России установлены различные формы раскрытия информации. Многообразие форм раскрытия информации призвано защитить права инвестора на получение информации и обеспечить информирование инвестора как на регулярной основе (периодическое раскрытие информации) в форме отчетов (списков) установленного содержания, раскрываемых эмитентом по итогам определенного периода (квартала, года), так и на нерегулярной основе, когда раскрытие информации производится эмитентом в зависимости от наступления определенных корпоративных событий (оперативное раскрытие информации).
- Под формой раскрытия информации следует понимать определенный законодательством РФ либо нормативными правовыми актами Банка России вид документа, в отношении которого должны быть проведены действия по его раскрытию (обеспечению доступа неограниченному кругу лиц) по установленной процедуре.
- Для ряда документов (например, информации о крупных и заинтересованных сделках) необходимость их раскрытия может быть обусловлена наличием дополнительных требований к эмитенту. Такие документы также следует относить к формам раскрытия информации.
- Для каждой формы раскрытия информации федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Банка России установлены основания (условия) раскрытия информации, а также сроки раскрытия
Способы раскрытия информации
Доступность раскрываемой информации максимально широкому кругу лиц может обеспечиваться различными способами.
Основными способами раскрытия информации до 2003 года являлись предоставление информации в надзорный орган и размещение информации в печатных средствах массовой информации (СМИ).
Однако в 2003 году был начат постепенный переход на раскрытие информации через электронные каналы, и к настоящему времени практически во всех случаях раскрытие должно осуществляться через аккредитованные Банком России информационные агентства, имеющие лицензию электронного СМИ.
Оперативные формы раскрытия информации почти во всех случаях (есть исключения) должны раскрываться в Ленте новостей аккредитованного Банком России агентства. Под лентой новостей следует понимать информационный ресурс агентства, аккредитованного Банком России на публичное раскрытие информации эмитентов ценных бумаг.
Периодические формы раскрытия почти во всех случаях должны раскрываться на странице в сети Интернет аккредитованного Банком России агентства.
В некоторых случаях информация должна раскрываться на странице компании-эмитента в сети Интернет (например, утвержденный перечень инсайдерской информации).
Также для непубличных АО с количеством акционеров до 50 включительно в ряде случаев конкретные способы раскрытия информации не урегулированы, либо могут быть заменены на адресное предоставление информации акционерам.
Основными способами раскрытия информации до 2003 года являлись предоставление информации в надзорный орган и размещение информации в печатных средствах массовой информации (СМИ).
Однако в 2003 году был начат постепенный переход на раскрытие информации через электронные каналы, и к настоящему времени практически во всех случаях раскрытие должно осуществляться через аккредитованные Банком России информационные агентства, имеющие лицензию электронного СМИ.
Оперативные формы раскрытия информации почти во всех случаях (есть исключения) должны раскрываться в Ленте новостей аккредитованного Банком России агентства. Под лентой новостей следует понимать информационный ресурс агентства, аккредитованного Банком России на публичное раскрытие информации эмитентов ценных бумаг.
Периодические формы раскрытия почти во всех случаях должны раскрываться на странице в сети Интернет аккредитованного Банком России агентства.
В некоторых случаях информация должна раскрываться на странице компании-эмитента в сети Интернет (например, утвержденный перечень инсайдерской информации).
Также для непубличных АО с количеством акционеров до 50 включительно в ряде случаев конкретные способы раскрытия информации не урегулированы, либо могут быть заменены на адресное предоставление информации акционерам.
Анонсы
27-28 февраля 2025 г.
г. Москва
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
13-14 марта 2025 г.
г. Екатеринбург
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
18-19 марта 2025 г.
г. Санкт-Петербург
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
20-21 марта 2025 г.
г. Москва
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
27-28 марта 2025 г.
Онлайн-семинар
Раскрытие информации в системе корпоративного управления. Полный обзор требований к раскрытию информации по Положению 714-П. Использование биржевой инфраструктуры
1-2 апреля 2025 г.
г. Москва
Изменения в корпоративном законодательстве – 2025. «Потерянные» акционеры. Собрания онлайн. Выплата дивидендов. Взаимодействие с акционерами и нерезидентами. Информирование акционеров, федресурс и раскрытие информации
Все анонсы >>
Новости
27.01.2025
Перечень показателей ESG, который, в соответствии с требованиями Банка России, будет обязателен для раскрытия эмитентами акций, включенных в котировальный список 1 и 2 уровня, будет гармонизирован с добровольным стандартом Минэкономразвития
С учётом объявленных уже в прошлом году планов Банка России сделать обязательным раскрытие ... >
21.01.2025
Некоторым непубличным АО могут разрешить не составлять консолидированную финансовую отчётность
Минфин подготовил и разместил для публичного обсуждения законопроект, который ... >
20.01.2025
Дискуссия вокруг требований раскрывать дивидендную политику ПАО продолжается
Ещё летом 2023 года Минэкономразвития разработало законопроект, предусматривающий обязанность ПАО ... >
13.01.2025
Банк России выпустил информационное письмо, напоминающее эмитентам облигаций о необходимости регистрировать заново проспект облигаций, если с даты регистрации «первичного» проспекта прошёл 1 год
В рамках контрсанкционного регулирования неоднократно приостанавливалось действие ... >
10.01.2025
Банк России совместно с Минфином РФ изложил свою позицию по возможностям «закрытия» чувствительной информации эмитент
Возможности эмитентов не раскрывать часть информации в настоящее время регулируются ... >
26.12.2024
Возможность проведения любых собраний акционеров в форме заочного голосования продлена до 28.02.2025
Статьёй 17 Федерального Закона №494-ФЗ от 26.12.2024 норма, позволяющая проводить ... >
26.12.2024
С 1.01.2025 вносятся изменения и продляются некоторые временные контрсанкционные нормы корпоративного законодательства
Статья 19 Федерального Закона №494-ФЗ от 26.12.2024 смягчает ограничения на предоставление ... >
24.12.2024
Указом Президента РФ №1104 от 24.12.2024 уточнены ограничения на выплату дивидендов акционерам из недружественных юрисдикций
Ранее в соответствии с п.2 Указа Президента РФ №95 от 5.03.2022, особый порядок исполнения ... >